Комитет по энергетической политике
и энергоэффективности
f
Новости Все новости
Русские горки. Правительство остановило цены на бензин, но подготовило платформу для нового скачка

Русские горки. Правительство остановило цены на бензин, но подготовило платформу для нового скачка

Весенний скачок цен на моторное топливо произошел из-за того, что нефтяники, воспользовавшись сменой правительства, подняли стоимость горючего, объяснил курировавший ТЭК в прежнем кабинете министров, бывший вице-премьер Аркадий Дворкович. Что может стать причиной следующего повышения цен – в материале «ФедералПресс».

«Это не обвинение кого бы то ни было, а объективный фактор», – сказал Дворкович в интервью РБК, пояснив, что нефтяники решили реализовать накопленный потенциал роста цен из-за небольшой перестановки мест в правительстве и ожидания повышения налогов.

Что произошло потом, прекрасно помнят все автолюбители – всего за пару месяцев цены выросли на несколько рублей за литр. В результате в конце мая правительство договорилось с крупнейшими нефтяными компаниями о заморозке цен на АЗС и со своей стороны вместо очередного повышения акцизов на топливо снизило их с 1 июня: на бензин – на 3000 рублей за тонну, на дизель – на 2000 рублей.

Экстренное торможение

Однако даже столь резкое нажатие на ручной тормоз не смогло сразу остановить движение ценников на заправках. Как следует из данных Росстата, цены в июне все еще продолжали расти. Средняя стоимость бензина на российских АЗС за месяц увеличилась на 2,1 %, дизельного топлива – на 1,9 %. В 21 субъекте Российской Федерации топливо подорожало на 3 % и более. Причем в некоторых регионах как будто и не слышали о заморозке цен. В Туве только за июнь бензин прибавил в цене на 7,5 %, в Республике Алтай – на 5,7 %, в Северной Осетии – Алании и Орловской области – на 5,4 %. В Москве за первый месяц лета бензин подорожал на 2,8 %, в Санкт-Петербурге – на 1,4 %.

И только в июле рост цен действительно полностью прекратился. Первые две недели месяца и бензин, и дизель показывали нулевой прирост, на третьей бензин даже подешевел на 0,1 %. Больше всего цены снизились в Брянске – на 1,5 %, Курске – на 0,8 %, Орле и Кызыле – на 0,7 %. В нескольких столицах регионов топливо продолжало дорожать, сильнее всего в Грозном и Чите – на 0,5 % и 0,3 % соответственно. На 23 июля 92-й бензин в среднем по России стоил 41,53 рубля, АИ-95 – 44,59, дизель – 44,47 рубля.

Про словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, меры, о которых правительство договорилось с нефтяными компаниями, – снижение мелкооптовых цен и увеличение поставок топлива на биржу – сработали, и ситуация более-менее стабилизировалась. «На сегодня уровень маржи независимых АЗС – удовлетворительный, в среднем выше 12 %, по дизелю чуть меньше, – сказал он. – С таким уровнем можно нормально работать и налоги платить, и зарплату, хотя если предыдущие два с лишним месяца АЗС работали в минус, это тоже надо как-то компенсировать. Обычно экономика этого бизнеса так и строилась: летом – убытки, зимой – дополнительные доходы, потому что оптовые цены падают, а розница вслед за ними не идет. Тогда доходность составляет и более 20 %, и до 30 %».

Президент Независимого топливного союза Павел Баженов считает, что положение розницы все еще остается довольно тяжелым. «Ситуация несколько скорректировалась, но недостаточно, чтобы покрыть те затраты и убытки, которые за аномальный период накопили компании, – отметил он. – Нормальная наценка розницы, учитывая социальность данного продукта, – это 15 %. Это тот минимум, который позволяет работать и позволяет независимым сетям быть конкурентоспособными по отношению к вертикальным компаниям. 20 % позволяет уже развивать бизнес. Это стандарт розничной наценки, а сейчас она в среднем не доходит и до 10 %».

«Новогодний подарок»

Главный вопрос – что будет с ценами на топливо дальше. Стабильность может быть нарушена с наступлением нового года, ведь с 1 января сниженные акцизы не только вернут к прежнему значению, но и проиндексируют на уровне инфляции. К этому можно добавить уже утвержденное решение повысить НДС на 2 % и принятый Госдумой закон о завершении налогового маневра.

В Минэнерго оптимистично считают, что на стоимости топлива это сильно не скажется. «Мы считаем, что при текущих параметрах налогового маневра и с учетом последних макропрогнозов принятых мер должно хватить для удержания роста цены на бензин в 2019 году на уровне околоинфляционных ожиданий», – заявил в интервью ТАСС заместитель министра Павел Сорокин.

«Я не верю этим прогнозам, – делится Григорий Сергиенко. – Когда повышали акцизы, я слышал обещания, что цены от этого расти не будут, и потом все росло, как на дрожжах. Этот прогноз – фактически регулирование цен. У нас смотритель за инфляцией – Центробанк, который объявил, что инфляция в следующем году будет 4–4,5 % в год. Вокруг этой цифры и строятся все прогнозы, в том числе Минэнерго, ФАС, а потом дают ориентир нефтяникам – розничные цены не должны подняться выше уровня инфляции. Нефтяники это исполняют, ведь для них розница – далеко не главный источник дохода, а всем остальным участникам рынка приходится как-то в этих условиях работать».

Правительство рассчитывает сдержать внутренние цены с помощью нового обратного акциза на нефть (часть программы завершения налогового маневра), который будет выплачиваться нефтяным компаниям, чтобы увеличить их прибыль и удержать от соблазна повысить цены на топливо. «Надо посмотреть, как это будет работать. Потому что когда принимали условия налогового маневра в 2015 году, тоже говорили, что все будет нормально, – предупреждает Григорий Сергиенко. – Но не подстелили соломку, чтобы компенсировать то, что произойдет от роста цен на нефть на внешнем рынке. Когда они выросли, все ринулось туда, оголили внутренний рынок, и наши цены пошли вверх сумасшедшими темпами. И теперь опустить их уже не получится. Так что нужно смотреть, как будет работать этот механизм, вдруг не окажется денег в бюджете или они понадобятся на другие цели, и компенсацию нефтяникам давать не будут».

«У нас значительно вырастет экспортная альтернатива, у нас увеличится НДПИ, поднимутся акцизы, повысится НДС, у нас все увеличится, так что рост цен однозначно случится, и никакие отрицательные акцизы, на которые рассчитывают власти, адекватно это стабилизировать не смогут», – уверен Павел Баженов.

Курс на 50?

Что касается цены на нефть, по словам Григория Сергиенко, все будет зависеть от того, что произойдет с мировыми котировками нефти: «У нас рынок открытый, и нефтяники хотят зарабатывать и на внутреннем, и на внешнем рынке. И если оттуда поманят большим пряником, естественно они пойдут туда. А если топливо пойдет на внешний рынок – это дефицит на внутреннем, а дефицит – это рост цен».

Павел Баженов считает, что рост цен может начаться после новогодних каникул. «Безусловно, можно ждать роста цен, когда у нас вступят в силу новые налоговые решения – повышение НДС и налоговый маневр, – сказал он. – Повысятся налоги, увеличатся затраты, значит должен быть рост. С 1 января вновь повышаются акцизы на бензин и дизель. Учитывая, что январь у нас месяц праздничный, ждите рост цен в феврале».

«Если исходить из экономических реалий, то сегодня адекватный уровень розничных цен – где-то 50 рублей за литр АИ-92. Думаю, что мы все равно придем к этой цене, – продолжает Баженов. – Я считаю, что 50 рублей за АИ-92 мы можем увидеть уже после января, в начале следующего года, либо весной. Это не значит, что 50 рублей за литр получит розница, у нас основной бенефициар торговли топливом – государство. Когда мы говорим о высоких ценах и 50 рублях, не будем забывать, что 30 рублей из них забирает государство. А 20 рублей – это то, что зарабатывает бизнес по всей цепочке – от добычи через переработку до розницы».

Источник: ФедералПресс