Комитет по энергетической политике
и энергоэффективности
f
Новости Все новости
Нефтяники России ждут закона о магистральном транспорте нефтепродуктов

Нефтяники России ждут закона о магистральном транспорте нефтепродуктов

Правительство РФ снова включило режим паузы в принятии закона "О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов", сообщает сайт ЭнергоНьюс. Проблемы, назревавшие последние двадцать лет и требующие "еще вчера" активных решений, не решаются до сих пор. Отрасль лихорадит, нефтяники с нетерпением ждут утверждения закона, правительство опять "зависло".

22 августа на совещании у вице-премьера РФ Дмитрия Козака было принято решение отправить на очередную доработку законопроект "О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов", разрабатываемый министерством энергетики. Следующее обсуждение законопроекта запланировано на конец сентября. За это время разработчики должны уточнить определение магистральных трубопроводов, а именно - стоит ли считать таковыми ответвления, ведущие к единственному потребителю.

Напомним, законопроект был вынесен на рассмотрение правительства еще в 2017 году. Тогда же было получение поручение Президента РФ - закон принять, тем не менее, согласительные процедуры тянутся до сих пор. Тем временем, отсутствие законодательного регулирования, регламентирующего качество нефти, взаимоотношения между добывающими и транспортирующими компаниями, а также потери нефти и охранные зоны нефтепроводов, мешает эффективной работе отрасли. В правовом государстве XXI века нефтяники вынуждены сталкиваться с пережитками лихих девяностых, когда не существовало никаких ограничений.

Новый закон утверждает положения о 75% участии государства в "Транснефти", инвестиционных тарифах и гарантиях окупаемости новых проектов, а также предусматривает, что магистральные нефте- и нефтепродуктопроводы могут находиться только в собственности государства или "Транснефти" и ее дочерних предприятий. Законопроект запрещает компаниям вести одновременно деятельность по транспортировке нефти по магистральным трубам, по добыче и переработке. Компаниям также запрещено одновременно иметь имущество по добыче и переработке нефти и имущество, относящееся к магистральным нефтепроводам.

Разрабатывая законопроект, Минэнерго РФ предложило заменить существующий принцип "качай, кто хочешь" на "качай или плати", что очевидно устраивает далеко не всех нефтяников. "Роснефть" и "Газпром нефть" выступают против предложения закрепить за "Транснефтью" все магистральные нефтепроводы. "Роснефть" не готова согласиться с принципом "качай или плати" и хочет добиться для себя необоснованных преференций. "Газпром нефть" просит дать возможность оспаривать в суде размер штрафов "Транснефти" за не сданную вовремя в систему нефть.

В свою очередь "Транснефть" предлагает нефтяникам равный доступ, справедливо полагая, все должны играть по одним правилам, а предоставление преференций одним компаниям неизбежно ущемит права других. Кроме того, "Транснефть" считает введение принципа "качай или плати" обязательным для продуктивной работы отрасли. В противном случае "Транснефть" просто не сможет осуществлять инвестиционные программы, планировать объемы и сбыт нефти.

В настоящее время отводы от трубопроводных систем, построенные "Транснефтью", находятся в собственности трубопроводной монополии. Например, в 2015 году "Транснефть" завершила строительство отвода мощностью 6 млн тонн в год от системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) на Хабаровский НПЗ стоимостью 2,17 млрд рублей. А весной текущего года отвода мощностью 8 млн тонн в год от ВСТО на Комсомольский НПЗ. Задержка с принятием закона может привести к дестабилизации уже проведенных "Транснефтью" работ, и тогда потери понесут все игроки рынка.

Остается надеяться, что в ближайшее время противостояние нефтяников закончится, на сентябрьском обсуждении правительство поставит логическую току в утверждении закона, и нефтедобывающая отрасль наконец-то перейдет к более цивилизованному режиму работы.

Источник:РИА NUUS