Комитет по энергетической политике
и энергоэффективности
f
Новости Все новости
Правительство хочет обязать «Транснефть» строить индивидуальные трубопроводы для нефтяников за свой счет

Правительство хочет обязать «Транснефть» строить индивидуальные трубопроводы для нефтяников за свой счет

Законопроект "О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов" был разработан Минэнерго в 2016 г. по поручению президента России Владимира Путина. Этим летом чиновники решили его доработать. Согласно протоколу совещания 22 августа у вице-премьера Дмитрия Козака ("Ведомости" ознакомились с содержанием документа, его подлинность подтвердил федеральный чиновник) правительство предлагает строить магистральные трубопроводы только в соответствии с инвестпрограммой "Транснефти" за счет инвестиционной составляющей тарифа. Вариант, когда "Транснефть" строит магистральный трубопровод в интересах отдельных нефтегазовых компаний, которые затем возмещают ей затраты, предлагается не включать. Сейчас нефтяники в таких случаях возмещают "Транснефти" расходы через так называемый долгосрочный тариф, труба при этом остается в собственности монополии. 

Пресс-секретарь Козака Илья Джус подтвердил факт совещания. Он отметил, что законопроект отправлен на доработку: "Поручили доработать определение магистральных трубопроводов (считать ли таковыми ответвления, ведущие к единственному потребителю) и уточнить источники финансирования таких строек". 
"Транснефть" владеет всеми магистральными трубопроводами. На них в отличие от индивидуальных труб нефтяников распространяются налоговые льготы, права доступа к ним имеют любые пользователи, а тариф на прокачку регулируется государством. 

У нефтяников было много замечаний к законопроекту - больше всего у "Роснефти", она была не согласна с существующей сейчас практикой долгосрочных тарифов и предусмотренным законопроектом принципом "качай или плати". 

У нефтяников пока нет консолидированной позиции по законопроекту, рассказывает сотрудник одной из нефтяных компаний. "Сейчас можно быстро договариваться с "Транснефтью" о трубе к новым месторождениям за ее счет, эти расходы она закладывает в тариф. Некоторые считают это неправильным, а сами тарифы - грабительскими, - говорит он. - Есть предложение изменить систему: учитывать строительство труб к новым месторождениям в инвестпрограмме "Транснефти". Но это может серьезно ухудшить оперативность принятия решений". 
Представители "Транснефти", "Роснефти" и Минэнерго от комментариев отказались. Их коллеги из "Лукойла", "Газпром нефти", "Сургутнефтегаза" и "Татнефти" не ответили на запросы "Ведомостей". 

Тариф - единственный источник возмещения затрат для "Транснефти", вопрос, что в нем учитывать, сказал аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук: "По сути, он должен покрывать расходы, дивиденды и приносить какую-то прибыль". Недостаток существующей системы - отсутствие внешней независимой экономической экспертизы тарифных заявок, говорится в обзоре Института развития технологий ТЭКа. А нефтяники зачастую завышают объемы по прокачке нефти по планируемым трубопроводам, что ведет к необоснованным расходам "Транснефти".- 

Источник: Ведомости