Комитет по энергетической политике
и энергоэффективности
f
Новости Все новости
Продажи на внутреннем рынке принесли нефтяникам 55 млрд рублей убытков с начала года

Продажи на внутреннем рынке принесли нефтяникам 55 млрд рублей убытков с начала года

Налоговый маневр с начала года принес нефтяникам 55 млрд руб. убытков, подсчитала Vygon Consulting, из-за того что они поставили топливо не на внешний, а на внутренний рынок. На совещании 7 марта с куратором отрасли вице-премьером Дмитрием Козаком нефтяные компании попросят исправить ситуацию, чтобы уменьшить потери, рассказали "Ведомостям" два чиновника и сотрудник нефтяной компании: изменить способ, которым рассчитывается компенсация из бюджета поставок топлива на внутренний рынок. 

Формула компенсации написана в правительстве в 2018 г.: бюджет возвращает 60% разницы между экспортными ценами на топливо и ценой отсечения - определена
в 56 000 руб. за 1 т бензина и 50 000 руб. за 1 т дизтоплива. Предполагалось, что это покроет часть недостачи от продажи топлива на внутреннем рынке: в 2019 г. бюджет уплатит нефтяникам 124 млрд руб. 

Но предложенная формула компенсации оказалась неэффективной: в январе 2019 г. внутренние цены на бензин были ниже цены отсечения и - по формуле - производителям бензина пришлось уплатить в бюджет 10 млрд руб., подсчитала Vygon. Нефтяники доплачивают бюджету за поставки бензина на российский рынок, признавал и представитель Минэнерго, но не называл цифру. Февраль ничего не изменил: нефтяники заплатят бюджету 4,7 млрд руб., подсчитал аналитик Vygon Евгений Тыртов. 

 За продажу дизтоплива на внутреннем рынке в январе нефтяники компенсацию получили - 10,5 млрд руб. - и еще 15,3 млрд руб. получат за февраль. Всего компенсация позволила нефтяникам снизить убыток на 20% (или 11,1 млрд руб.) - он составил 43,9 млрд руб. "А предполагалась компенсация 60%", - напоминает Тыртов. 
Фиксированную цену отсечения при расчете компенсации за поставку на внутренний рынок надо заменить плавающей, это компенсирует убытки нефтяникам, говорят чиновник и собеседник "Ведомостей" в топливной компании. Нефтяники предлагают учитывать курс доллара, цену нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке, знает собеседник, близкий к одному из будущих участников встречи у Козака. Как эти идеи воплотить и сколько придется компенсировать нефтяникам из бюджета, собеседники "Ведомостей" не говорят. 

"Новая система налогообложения нефтепереработки стала настолько сложной, что понять, как она работает, можно только ретроспективно", - считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: до реформы в отрасли не было единого понимания, как налоговый маневр повлияет на рентабельность нефтепереработки. 
Привязка компенсации к фиксированным ценам, продолжает он, действительно может приводить к недополучению прибыли. В теории переход к плавающей цене может решить эту проблему, но все будет зависеть от методики расчета и макроэкономических параметров, уверен Маринченко. 

"В марте в правительстве начинается серия обсуждений первых результатов действия налогового маневра", - подтвердил представитель Козака: нефтяные компании смогут поговорить о донастройке инструментов, предусмотренных налоговым маневром, предложить варианты их совершенствования. Обсуждать подробности он отказался. Собеседники "Ведомостей" знают, что Минфин против введения плавающей ставки. Представители Минфина, Минэнерго, "Роснефти", "Татнефти", "Сургутнефтегаза", "Лукойла" и "Газпром нефти" не ответили "Ведомостям". 

"Ключевая проблема - компенсация никак не зависит от цены топлива на внутреннем рынке", - говорит Тыртов. Цены сильно снизились вслед за ценами на нефть в январе - феврале. "Компании вынуждены сами платить в бюджет, вместо того чтобы получать компенсации, - удивляется Тыртов. - Но демпфер напрямую не влияет на внутренние цены. Поэтому целесообразно заменить его на плавающий акциз, при расчете которого учитывались бы внутренние цены", - заключает он. 
Производителям бензина пришлось уплатить в бюджет 10 млрд руб., подсчитала Vygon Consulting

Источник: Ведомости