Комитет по энергетической политике
и энергоэффективности
f
Новости Все новости
Почему малый бизнес вступил в спор за энерготарифы

Почему малый бизнес вступил в спор за энерготарифы

 

Ассоциация малого и среднего бизнеса "ОПОРА России", по данным "НГ", обратилась к вице-премьеру РФ Дмитрию Козаку с просьбой поддержать предложения Минэнерго РФ и "Россетей" о перераспределении перекрестного субсидирования в электроэнергетике на крупных энергопотребителей, подключенных к магистральной энергосети. Соответствующее письмо (копия есть в редакции) было направлено 15 октября. Эта позиция объяснима не только интересами малого бизнеса, но и, возможно, тем обстоятельством, что президент "ОПОРЫ" Александр Калинин вот уже пять лет входит в совет директоров "Россетей" - среди прочих факторов это неизбежно влияет на лояльное отношение к инициативам госкомпании. Хотя в аргументах данной ассоциации есть ряд объективных изъянов.

В настоящий момент на федеральном уровне рассматриваются два варианта перераспределения перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе - ситуации, при которой одни потребители оплачивают часть расходов на передачу электроэнергии за других потребителей. Сейчас сетевая перекрестка сконцентрирована в котловом тарифе распределительных сетей (в основном управляются дочерними компаниями "Россетей") на высоком уровне напряжения (ВН): подключенные к нему промышленные предприятия, как правило, оплачивают в своем сетевом тарифе часть расходов потребителей двух средних и низкого уровней напряжения (СН1, СН2, НН - это население, малый и средний бизнес, бюджетные организации). Чтобы снизить расходы, промпредприятия переходят на магистральную сеть (управляется компанией ФСК), где перекрестки нет, а потому тариф на передачу значительно ниже. Уход промышленности из "котла" приводит к росту перекрестного субсидирования в рас предсетях, увеличивая нагрузку на оставшихся там энергоемких потребителей высокого напряжения. Поэтому суть предложения Минэнерго и "Россетей" состоит в том, чтобы перераспределить перекрестку на тариф ФСК, поэтапно его увеличив и тем самым лишив разумной альтернативы крупный бизнес, а тариф на низком напряжении - снизить. А контрпредложение ФАС - равномерно перераспределить перекрестку между уровнями напряжения внутри "котла", снизив тариф на высоком напряжении и тем самым дестимулируя крупных потребителей уходить на магистральную сеть, - но в результате тариф на низком напряжении повысится.

В этом столкновении двух мнений на первый взгляд могут быть правы и те и другие - никому не хочется платить больше. Другой вопрос, что Минэнерго, "Россети" и поддержавшая их "ОПОРА России" считают свою позицию восстановлением справедливости, что, видимо, не совсем корректно. В частности, как пишет в своем письме Дмитрию Козаку Александр Калинин, отсутствие оплаты перекрестного субсидирования потребителями, подключенными к сетям ФСК, "создает дополнительные преференции для крупного бизнеса" и является "дискриминационным подходом". А в результате реализации предложений ФАС "повысятся тарифы на услуги по передаче для субъектов малого и среднего предпринимательства, что еще более усугубит проблему тарифной дискриминации мелких потребителей относительно крупных", полагает президент "ОПОРЫ".

Но дело в том, что для крупных потребителей цена электроэнергии имеет критически важное значение - и в этом их принципиальное отличие от малого бизнеса. В этом легко убедиться, если посмотреть на данные по электроемкости ВВП. Например, в региональном разрезе: в лидерах здесь Сибирь и Урал с их специализацией на тяжелой промышленности - металлургии, добыче полезных ископаемых, нефтепереработке, химии, целлюлозно-бумажной промышленности. А основная часть малого бизнеса в целом по России занята в намного менее электроемком секторе торговли. В одном случае оплата электроэнергии может доходить до четверти или даже трети себестоимости выпускаемой продукции, в другом она может составлять всего лишь несколько процентов, а чаще - и того меньше. Как отмечал в комментарии СМИ директор Фонда развития права и медиации ТЭК Александр Пахомов, объясняя последствия повышения энерготарифов для малого бизнеса в Челябинской области, доля энергоемких предприятий среди субъектов малого и среднего предпринимательства в России не превышает 25%, остальные рост цен на электроэнергию даже на 10-15% смогут пережить безболезненно: "Если сравнивать негативное влияние роста тарифов на экономику в целом с другими факторами, такими как снижение реальных располагаемых доходов населения, повышение НДС, рост закупочных цен в результате инфляции, то оно выглядит относительно невысоким".
Есть и другие возражения против того, чтобы считать дополнительную нагрузку на крупных энергопотребителей и ее снижение на малый бизнес справедливым развитием ситуации.

Например, по подсчетам ассоциации "Сообщество потребителей энергии", промышленность сейчас несет две трети от всего объема перекрестного субсидирования в распредсетях, за счет которого финансируются льготные тарифы на электроэнергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей. А на малый и средний бизнес в тарифах сетевых компаний закладывается только треть перекрестки. Другими словами, если перекрестку повысить для крупного бизнеса и снизить ее для малого - это, наоборот, только увеличит данный несправедливый перекос. Наконец, необходимо также учитывать, что на поддержку малого и среднего предпринимательства выделяются огромные деньги: только в рамках федерального нацпроекта - свыше 480 млрд руб. до 2024 года. Таким образом, нельзя сказать, что повышение сетевого тарифа для малого бизнеса оказалось бы для него критическим или несправедливым.

Цена электроэнергии для крупных потребителей в отличие от малых имеет критически важное значение. 

Источник: Новая газета