Комитет по энергетической политике
и энергоэффективности
f
Новости Все новости
Хранение нефтепродуктов в ж/д цистернах связано с рядом технических трудностей - эксперты

Хранение нефтепродуктов в ж/д цистернах связано с рядом технических трудностей - эксперты

Железнодорожные цистерны могут стать временным вариантом для хранения нефтепродуктов в РФ, считают опрошенные ТАСС эксперты. Однако пока конкретных договоренностей между

железнодорожными операторами и нефтяниками нет, и это связано с рядом технических ограничений.

 

"Нефтяные и торговые компании сейчас активно рассматривают возможность временного хранения нефтепродуктов в железнодорожных цистернах, но о конкретных договоренностях ничего неизвестно, а само такое хранение имеет ряд нюансов и, скорее, всего может быть ограничено только несколькими месяцами", - рассказал ТАСС представитель независимого ценового агентства Argus.

 

"Хранение нефтепродуктов возможно в резервуарных парках НПЗ, но их размер, как правило, очень ограничен, или на морских терминалах. Последние в марте-апреле тоже столкнулись с ростом интереса к возможности хранения нефти и нефтепродуктов, но оказание такой услуги для многих терминалов будет означать сокращение пропускной способности в части перевалки, и они пока не готовы на это пойти", - пояснил представитель Argus.

 

Профицит рождает дефицит

 

В Argus напомнили, что потребность в хранении нефтепродуктов возникла из-за резкого сокращения спроса на них из-за ограничений, введенных для борьбы с коронавирусом.

По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), падение спроса в этом году может достигнуть 29 млн баррелей в сутки.

 

По словам генерального директора "Совета по товарным рынкам" Владимира Бобылева, технически и изменения в добыче, и поиск места для хранения представляют собой определенную сложность.

 

"С точки зрения хранения, это вопрос в местах в резервуарах, места в системе "Транснефти" и так далее. А что касается добычи, это технически сложный процесс, зачастую непрерывный. То есть прекращение добычи требует глушения скважин, что достаточно затратное мероприятие, а их последующий ввод в строй может быть равен по стоимости строительству скважин с нуля. Поэтому это палка о двух концах. Тем более мы же не можем остановить все сразу по России, потому что все работают в разных условиях: разные объемы добычи, месторождения, геологические условия, что, естественно, накладывает отпечаток как на стоимости запуска добычи, так и ее остановки", - подчеркнул Бобылев.

 

В последнем отчете МЭА отмечалось, что в России наблюдается дефицит мощностей для хранения нефти. По оценке агентства, резервуарные возможности "Транснефти" позволяют хранить до 150 млн баррелей. А вот мощности заводов позволяют хранить нефть только для логистических и операционных целей.

Официальный представитель "Транснефти" Игорь Демин пояснил ТАСС, что компания ограничивает возможность хранения нефтепродуктов в резервуарных парках максимум одним месяцем.

"Наша система не предназначена для хранения нефти. У нас по территории страны и в портах есть резервуарные парки, но они являются частью нашей технологии, - сказал Демин. - Мы ограничиваем возможность хранения в наших резервуарных парках максимум одним месяцем. У нас есть определенный нераспределенный объем внутри системы, но он не может быть превышен. Если компания превысит этот объем, то придется останавливать прием нефти с ее месторождений. Если будут большие нераспределенные объемы внутри системы, то система остановится".

Цистерна как альтернатива

 

Эксперты отмечают, что хранение нефтепродуктов в железнодорожных цистернах связано с некоторыми сложностями.

 

"Свободные цистерны для перевозки темных и светлых нефтепродуктов и сырой нефти на рынке есть, поскольку наблюдается падение объема перевозок данной номенклатуры грузов, и цистерны давно уже в профиците. Я думаю, что свободные цистерны в количестве 10-15 тыс., конечно, можно найти. Другой вопрос - что такое хранение нефти и нефтепродуктов в цистернах? - рассуждает заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин. - Основная сложность - это размещение. Размещать цистерны на путях общего пользования очень дорого. Кроме того, сейчас договоры на отстой предусматривают отстой только порожних вагонов, а отстой загруженных вагонов невозможен сам по себе. РЖД - это большая организация, и любое действие должно быть оформлено договорами, нормативными актами, и пока они раскачаются, на это уйдет очень много времени".

 

Можно было бы размещать цистерны на подъездных путях к НПЗ, но они, как правило, могут вместить не более 500 цистерн.

Генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов рассказал, что, например, в США хранить нефтепродукты в железнодорожных цистернах начали уже давно. Стоит при этом понимать, что американские цистерны несколько выгоднее для хранения просто в силу большего объема.

 

"Грузоподъемность американских цистерн, даже если сравнивать с российскими инновационными, выше примерно на 30%. В России она составляет 68-72 тонны, в США - 100-120 тонн", - уточнил Безбородов.

 

"В России более благостная ситуация, менее динамичная, все компании более или менее крупные, поэтому такой острой проблемы с распределением нет. Тем не менее вопрос хранения действительно существует, и стоило заранее создавать госрезервы под эти нужды", - заключил эксперт.

В нефтяных компаниях комментариев не предоставили.