Комитет по энергетической политике
и энергоэффективности
f
Новости Все новости
НТС: «Демпфирующий механизм не выполняет свою функцию»

НТС: «Демпфирующий механизм не выполняет свою функцию»

Демпферный механизм, призванный сглаживать влияние колебаний мировых цен на нефтепродукты на внутренний рынок РФ, не справляется со своей функцией. Рост цен на автомобильное топливо в России приведет к тому, что к концу 2021 года цена литра «дизеля» преодолеет психологический барьер в 50 рублей, а в начале 2022 г. более 50 рублей будет стоить и литр Аи-95. К осени 2022 г. этот барьер преодолеют и цены на Аи-92. Об этом рассказал «Нефтегазовой вертикали» президент Независимого топливного союза Павел Баженов.

«Известный российский парадокс заключается в том, что цены на топливо растут, несмотря даже на значительное падение стоимости сырья. Основными причинами изменения цен являются динамика налоговой нагрузки на нефтяной сектор, снижение объемов предложения, проведение нефтяными компаниями ремонтов НПЗ и в самую последнюю очередь – изменение мировых цен на нефть и нефтепродукты», – говорит Баженов.

Составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива без учета НДПИ составляла в 2020 году порядка 45% (акциз - 21%, НДС - 20%, составляющая демпфера - 4,1%). Кроме того, напоминает глава НТС, регулятор в лице ФАС таргетирует стоимость моторного топлива в стране по правилу «инфляция минус» при необходимости сокращая квоту поставок топлива на биржу и закрывая импорт дешевого топлива в страну, как это происходило в мае 2020 года.

«В 2020 году демпфер фактически стал «налогом на кризис» для российских нефтяных компаний, – говорит Баженов. – Только «Роснефть» за 9 месяцев 2020 г. выплатила в бюджет в рамках демпфера порядка 223 млрд рублей, а ЛУКОЙЛ – 61,279 млрд рублей».

Следует также учитывать, что когда демпфер работает в обратном направлении (как обратный акциз), это ведет уже к дополнительным бюджетным расходам. А при запланированном в 2021 г. бюджетном дефиците в 2,7 трлн рублей, выплаты в рамках обратного акциза будут противоречить тезису о недопустимости дополнительных расходов.

Для исправления ситуации депутаты от фракции КПРФ по инициативе Независимого топливного союза внесли на рассмотрение Госдумы законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 1060689-7), смысл
которого заключается в отмене демпфирующего механизма. Сейчас законопроект рассматривается в первом чтении.