Комитет по энергетической политике
и энергоэффективности
f
Новости Все новости
Бензин отходит в прошлое

Бензин отходит в прошлое

Вслед за Францией и Великобританией, которые решили с 2040 года запретить продажу автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, Китай объявил о намерении определить оптимальные сроки для ввода запрета на выпуск и продажу таких автомобилей. Таким образом китайские власти рассчитывают не только уменьшить ущерб для окружающей среды и сократить импорт нефти, но и стимулировать развитие национального автопрома и вывести его на новый уровень. Этот шаг окажет существенное воздействие и на других ключевых мировых автопроизводителей, заинтересованных в продажах своей техники на крупнейшем рынке с растущим потреблением.

 

Курс на электричество

Honda Motor выпустит в следующем году электрический автомобиль для Китая. Японская компания в партнерстве со своими китайскими СП — Guangqi Honda Automobile и Dongfeng Honda Automobile — создаст новый бренд для КНР. Китайская госкомпания Anhui Jianghuai Automobile Group участвует в стартапе, запускающем в производство спортивный электромобиль, а также сотрудничает с Volkswagen в проекте создания электрического внедорожника. Число электромобилей в Китае быстро приближается к 1 млн. Согласно прогнозам, до конца текущего года в стране будет продано 500 тыс. таких транспортных средств. Сейчас в КНР работает 25 компаний, выпускающих 51 модель электромобилей. Крупнейшая компания BYD, связанная с американским инвестором Уорреном Баффеттом, собирается до конца текущего года реализовать 100 тыс. электромобилей. Большая часть продаваемых в Китае моделей спроектирована и выпущена там же, исключение составляет Tesla.

Автопарк транспортных средств на электротяге растет во всем мире: в 2016 году число электромобилей достигло 2 млн единиц, увеличившись примерно вдвое всего за год. Только в первом квартале нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого мировые продажи электромобилей выросли на рекордные 40%.

В Норвегии, где государство вкладывает значительные средства в поддержку экологически чистого транспорта, электромобилей продается 19% от общего числа проданных автомобилей и 24% с учетом гибридов. На 5,3 млн жителей этой страны приходится около 130 тыс. электромобилей. С 2025 года, согласно планам правительства, в Норвегии будет запрещена продажа транспортных средств с бензиновыми и дизельными двигателями. На стороне электромобилей научно-технический прогресс и государственная поддержка: субсидия на покупку электрокара в стране достигает $17 тыс. Норвегия является одним из крупнейших в мире экспортеров нефти и газа, но издавна лидировала по объемам возобновляемой энергетики для внутреннего рынка. Сегодня страна производит 98% электроэнергии на основе ВИЭ. Гидроэнергетика в Норвегии развивается начиная с XIX века Сегодня страна — крупнейший производитель электроэнергии в Европе в этом сегменте.

Согласно прогнозам, доля выпускаемых в мире электромобилей к 2020 году достигнет примерно 17%, около 75% из них будут гибридами. Автогиганты подстраиваются под решения властей. Концерн Volvo объявил о полном переходе с 2019 года на выпуск электромобилей и гибридов. Недавно британская компания Jaguar Land Rover рассказала о планах с 2020 года выпускать все новые модели на базе электро- или гибридных двигателей. Первым электромобилем компании станет Jaguar I-Pace, который начнет продаваться в следующем году. Volkswagen, крупнейший европейский автопроизводитель, собирается приступить к серийному выпуску электромобилей в 2020 году и уже к 2025 году продавать восемь моделей в этом сегменте. Нельзя не отметить бесспорного лидера этого сегмента рынка: компания Tesla планирует поставить на рынок до конца текущего года 200 тыс. электромобилей, а в 2018 году выпустить 500 тыс.

Транспорт на батарейках

Ожидается, что к 2030 году в мире будет эксплуатироваться примерно 200 млн электромобилей. По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2020 году их число составит 9-20 млн единиц, а к 2025 году — 40-70 млн. Консервативный Goldman Sachs предсказывает рост доли продаж электромобилей до 8% к 2030 году и 32% к 2040 году (1% по итогам 2016 года). Аналитики банка оценивают рост рынка батарей для такого транспорта с $450 млн в 2015 году до $180 млрд к 2040 году.

Сейчас за лидерство на литиевом рынке борется КНР: страна вышла на четвертое место по объемам его производства и уже лидирует на мировом рынке в роли поставщика литиевых компонентов для аккумуляторов. Также крупными производителями являются Австралия, Чили и Аргентина. Но в будущем здесь возможны изменения. Согласно экспертным оценкам, Афганистан может стать "литиевой Саудовской Аравией", а его добыча — "становым хребтом" новой экономики разоренной войнами страны.

Для России также открываются интересные возможности в этой отрасли. "Норильский никель" ожидает в ближайшие годы существенного роста спроса на никель и медь, используемые в производстве батарей для электромобилей. Цены на никель выросли на 36% за последние два месяца, а на медь — примерно на 20% с середины лета. Сейчас основным поставщиком материалов для батарей являются Азия и Латинская Америка, но для европейских компаний поставки из России могут быть выгоднее. "Норникель" и BASF обсуждают возможность поставки на рынки Европы сырья российской компании для производства из него компонентов аккумуляторов для электромобилей. Немецкий концерн собирается вложить €400 млн в строительство мощностей по производству катодных материалов на территории финского перерабатывающего завода Harjavalta, принадлежащего "Норникелю". Согласно заявлению российской компании, в Финляндии планируется организовать вертикально интегрированное производство сырья для компонентов аккумуляторов. В Европе растут мощности по выпуску электромобилей — создание европейского производства сырья для них может сократить издержки и логистические риски.

Ложка дегтя

Главное препятствие для массового перехода на электромобили — их высокая цена. Поддержку развитию электротранспорта оказывают огромные фискальные льготы и субсидии. Но уже в ближайшее время большинство моделей электрокаров могут почти сравняться по стоимости с традиционным автотранспортом. Удешевлению будут способствовать их распространение и совершенствование производства батарей. Российская аналитическая компания Vygon Consulting прогнозирует снижение средней стоимости батареи на 57%.

За последние десять лет европейские страны и почти каждый штат в США реализовали масштабные проекты стимулирования продажи электромобилей. Однако в последнее время в ряде стран субсидирование начинает сворачиваться, что негативно сказывается на уровнях продаж. Пример тому Дания: отказ правительства от налоговых льгот привел к падению продаж электромобилей в стране.

По словам старшего консультанта российской аналитической компании Vygon Consulting Александра Былкина, целями запрета автомобилей с ДВС являются прежде всего улучшение экологической обстановки и предотвращение климатических изменений. Однако для достижения этого недостаточно развивать только электроприводный транспорт, важно также обеспечить его чистой энергией. Машины, заряжаемые электричеством угольных ТЭС, оказываются менее экологичными, чем современные автомобили с бензиновыми двигателями.

Например, сегодня в Германии до 50% электроэнергии вырабатывается из угля и в ближайшие 10-15 лет радикально эта доля не снизится. Поэтому к моменту запрета двигателей внутреннего сгорания в 2030 году электрический транспорт не будет полностью экологичным. Одновременно потребуются огромные субсидии для автовладельцев и инвестиции в зарядную инфраструктуру. Сейчас для сохранения конкурентоспособности электрического транспортного средства в сравнении с традиционным автомобилем в массовом сегменте требуется субсидия в размере около $5 тыс. Таким образом, для электрификации 48-миллионного парка Германии потребуется $240 млрд, или 0,5% немецкого ВВП ежегодно до 2030 года. Снизить затраты или сделать электромобиль полностью конкурентным без субсидий позволит сокращение стоимости батареи: сейчас она составляет примерно $400 за 1 кВт ч, а автопроизводители ожидают, что она опустится до $150 за 1 кВт ч и ниже.

Действительно, возможность полного перехода на электроприводный парк в Германии существует, но пока она лишь теоретическая, ведь доля автопарка с электрическим приводом в стране сейчас не превышает 1%. Аналогичная картина наблюдается и в других странах Европы и мира, за исключением Норвегии, которая своим достижениям в распространении электромобилей обязана беспрецедентным субсидиям, непосильным для других стран. Не стоит также забывать, что транспорт далеко не самый крупный эмитент парниковых газов: его доля составляет лишь 14% общих выбросов. Поэтому борьба с загрязнением окружающей среды должна быть взвешенной и комплексной и транспорт не должен оказаться козлом отпущения.

Дорогие игрушки

В России электромобиль — экзотика. Практически никто всерьез не рассматривает покупку таких машин. Даже усиленно развиваемый и субсидируемый транспорт на метане составляет 0,3% автопарка страны. При этом приобретение газомоторных автомобилей экономически целесообразно, в отличие от электрических. Ввиду неподъемно высоких цен для потребителей новые электроприводные автомобили поставляются дилерами крайне редко, в основном поштучно. В таких условиях говорить о возможности, а тем более о сроках широкого распространения электромобилей в России преждевременно, отмечает господин Былкин.

В период работы Восточного экономического форума на Дальнем Востоке России открыли первую зарядную станцию для электромобилей. Согласно оценкам Минэнерго РФ, в Приморье сейчас насчитывается около 100 электромобилей. Однако скоро все может измениться: в следующем году на Дальнем Востоке в ТОР "Надеждинская" в 32 км от Владивостока планируется начать строительство завода по производству электромобилей. Займутся этим российский холдинг "Сумотори" и японская корпорация Arai Shoji. СП собирается выпускать 5 тыс. экологически чистых транспортных средств ежегодно. Однако о прорыве в российском электромобилестроении речь не идет. Проект под названием "Прометей" предполагает утилизацию японских малолитражек, у которых будут менять ДВС на электропривод.

Парковки для электромобилей с возможностью зарядки появились в Москве. Сейчас в столице 80 точек, где можно зарядить такую машину. В качестве стимула "Моспаркинг" разрешил владельцам электромобилей парковаться бесплатно на всех платных парковках в столице без оформления разрешений. Департамент транспорта собирается установить до конца текущего и в следующем году еще 157 точек для подзарядки электротранспорта. С 2011 года МОЭСК занимается развитием сети зарядных станций для электромобилей в столице. По словам министра энергетики РФ Александра Новака, Минэнерго и "Россети" разрабатывают программу развития зарядной инфраструктуры для электромобилей на территории всей страны.

Но пока в нашей стране такая машина — это модная игрушка для богатых. Масштабное распространение электромобилей в России может быть связано лишь с технологическим прорывом и выходом российской экономики на другой уровень развития. Дальнейшее развитие технологий (цифровизации и распространения автономно управляемых транспортных средств) может привести к созданию принципиально иной транспортной системы, создаваемой централизованно.

Источник: Коммерсантъ